За каждым экспонатом музея Борзинской дистанции пути – годы, события, судьбы.
Уже ушедший от нас 2012 год был объявлен Годом музеев. Известный государственный деятель Анатолий Луначарский считал музеи «памятной книгой, где за каждым экспонатом можно видеть годы, столетия, узнавать судьбы людей». Вот и музей трудового коллектива Борзинской дистанции пути бережно хранит память о людях, оставивших свой добрый след в истории предприятия.
В 1989 году начальник дистанции Асхат Закиров создал на предприятии комнату трудовой славы, которую оформил маляр-художник Виктор Хамин. Историческая справка, спортивные кубки и стенды интересно рассказывали об истории предприятия. Но комната трудовой славы просуществовала недолго – в начале девяностых годов её тоже коснулась «перестройка». В ней устроили склад строительного материала. Большая часть экспонатов была утеряна, а другая их часть была передана в музей станции Оловянная. Но центральный стенд музея, к счастью, сохранился.
В 1999 году Забайкальская железная дорога начала готовиться к своему 100-летию. В марте был издан приказ начальника дороги о создании музеев на предприятиях, в том числе и на узле станции Борзя – в дистанции пути, в локомотивном и вагонном депо. Бывший тогда начальником дистанции пути Виктор Машуков предложил мне тогда заняться восстановлением музея. За моими плечами в это время был уже 45-летний стаж работы в дистанции, но я продолжала работать в техническом отделе предприятия. Начала с того, что составила план восстановления музея. Очень помогли сориентироваться семинары работников дорожных музеев, которых на дороге было создано более 20.
Начала работать над редакцией исторической справки дистанции. Она мне показалась какой-то сухой, с чрезмерным изобилием цифр. И тогда появилась мысль о создании художественно-документального описания истории и современной жизни предприятия. Для этого я с одобрения Виктора Машукова составила план будущей книги.
История строительства нашей Кайдаловской ветки взята в основном из книг Владимира Казимирова «Великий Сибирский путь» и «Стальная магистраль». Сама я проехала всю дистанцию от Адриановки до Харанора, встречалась с работниками и ветеранами, которые с удовольствием делились со мной воспоминаниями о своей работе в прошлые годы. Исписала большие кипы бумаги, а книга о путейцах получилась всего в 117 страниц.
Сразу же после сдачи книги в издательство началась работа над видеофильмом о дистанции, который был сделан совместно с Борзинским телецентром. «Народ наш работящий» – так был он назван. Его выдали на каждый путевой околоток и долго потом демонстрировали на технических занятиях.
Тем временем в музее стали появляться экспонаты. Привозили и приносили их в основном с околотков станций Степь, Шерловая, Адриановка, Соктуй, Соловьёвск. Частым гостем в музее стал водитель путеремонтной летучки околотка станции Соктуй Анатолий Пушкарев, который всегда что-нибудь приносил ценное для музея.
Консультировали и помогали оформлять музей педагоги Михаил Малахов и Александр Дудицкий. Дудицкий, кроме этого, написал прекрасный портрет Григория Адрианова – инженера-проектировщика, в честь которого названа станция Адриановка.
Наш музей – это история предприятия и память о тех, кто многие годы на нём работал. Нынче нашему музею отвели новое помещение, которое в два раза больше прежнего – и все экспонаты стали выглядеть по-новому. Центральный стенд, обрамленный фотографиями, был бережно перенесён на самое удобное место. Музей особо интересен стендами с фотографиями работников дистанции, которые отдали все свои лучшие годы жизни родному предприятию, трудились так, чтобы дистанция надёжно обеспечивала безопасное движение поездов.
Почётное место в музее отведено награждённым высшей железнодорожной наградой – знаком «Почётному железнодорожнику». На этом стенде восемнадцать портретов – это Дмитрий Таланов, Николай Комогорцев, Алексей Закиров, Антон Томошевич, Вера Викулова, Валерий Иванов, Виталий Помыткин, Владимир Крамоленко, Иван Пляскин, Владимир Кутараев, Геннадий Чернобаев, Николай Кулабухов, Виктор Маслов, Анатолий Кустов, Виктор Бутылкин, Болот Цыбиков, Вячеслав Патласов, Виктор Кучин и Виктор Иванов.
На стенде, посвящённом участникам Великой Отечественной войны, помещены портреты фронтовиков, награждённых многочисленными орденами и медалями. К большому сожалению, почти все эти портреты сегодня отмечены чёрной ленточной. К 60-летию Победы над Германией и Японией был оформлен стенд из экспонатов – это штыки, каски, обоймы…
В музее хранится «Книга памяти», в которой некоторые посетители находят фамилии своих дедушек, погибших в годы войны.
Хочется рассказать о том, что в этом году при смене шпал на деповских путях, которые очень долгое время не менялись, была выкопана интересная металлическая пластина размером 70 на 100 мм. На ней были выгравированы фамилия, год рождения (1926), дата (8 мая 1945 г.) и название – «Сталинград». Будем рады каждому, кто поможет нам разгадать тайну этой необычной находки. У нас есть свои предположения, но они нуждаются в убедительном подтверждении.
Видное место в музее занимает и стенд «Путейские династии». Это, к примеру, династия Кучиных, основатель которой Кузьма Никандрович работал на пути с 1913 года, а в 1935 году совершил геройский поступок, остановив среди ночи идущие навстречу друг другу по однопутной ветке курьерский и грузовой поезда. Вскоре он был приглашён в Кремль для получения наград – ордена «Трудового Красного знамени» и знака «Почётному железнодорожнику». В общей сложности у династии Кучиных насчитывается двухвековой стаж, в ней три почётных железнодорожника.
Династия Закировых ведёт свое начало от приезда в 1935 году в Забайкалье из Казани молодых супругов, которые стали ремонтными рабочими, а затем обходчиками пути. Их сын Асхат Закиров от монтера пути вырос до начальника дистанции. Восемнадцать лет он был руководителем Борзинской дистанции пути, а сейчас двое его сыновей и внучка также продолжают профессию своих предков.
Основоположники династии Михалевых прибыли в Забайкалье из Воронежской области в 1938 году. Работали ремонтными рабочими, обходчиками. Их сыновья, внуки и правнуки продолжили путейскую династию. В настоящее время пятеро Михалевых работают в дистанции пути.
Спортсмены дистанции – это гордость всего коллектива. 92 кубка хранятся в музее, привлекая своим блеском взор каждого посетителя. В этом году наши замечательные спортсмены выиграли кубок в соревнованиях по узлу Борзя, посвящённых 175-летию российских железных дорог. Четверо лучших спортсменов дистанции – Галина Бокова, Вячеслав Козулин, Ирина Маркова и Виктория Лесникова, стали их финалистами в Чите, а Владимир Козулин участвовал в соревнованиях в городе Самаре. Александр Терпугов в Чите в соревнованиях «Спорт поколений» занял второе место по армрестлингу. Галина Бокова в этом году защищала честь Забайкальской железной дороги по плаванию в Калининграде.
Все фотографии в музее – это живые свидетели истории нашего предприятия. В альбоме под названием «История и жизнь коллектива Борзинской дистанции пути» имеются фотографии 1926, 1928 и 1930 годов, предвоенных и послевоенных лет. Альбомы «Будни дистанции», о спорте, новый альбом, посвящённый строительству ветки Нарын – Лугокан – все они наглядно рассказывают об интересной жизни нашего коллектива. Нередко школьники, посещающие музей, узнают на фотографиях своих дедушек или бабушек.
В музее есть старинные путейские инструкции, приборы, которыми пользовались в 30-х годах прошлого столетия. Хранятся также редкие экспонаты – это суфляжная лопата с мерными кружками, ручные рельсорезный и сверлильный станки.
Ветераны дистанции никогда не проходят мимо музея. В музее традиционно устраиваются выставки, посвящённые Дню матери и женскому празднику 8 Марта.
Я думаю, на каждом предприятии должна быть сохранена его история. Особенно это нужно новому поколению. Об этом в своё время очень ёмко сказал Александр Пушкин «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».
На фото: Познакомиться с интересными экспонатами и стендами в музей Борзинской дистанции пути очень часто приходят целые делегации
Автор: Раиса Горшунова
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается исключительно при условии, что вы оставите активную гиперссылку на наш сайт: //borzyainfo.ucoz.ru Источник: http://zdr.gudok.ru/pub/15/208516/
comments powered by HyperComments |